Инжиниринговые услуги по всей
России с 2004 года

Есть вопросы? Звоните!

+7 (495) 989-51-26 Обратный звонок

рус/eng

Shell пришла.

Shell пришла.
Международный концерн начинает строить сеть АЗС в Татарстане.

Международная нефтегазовая компания Shell начала экспансию на топливный рынок Татарстана. Вместе с местным партнером АО «Ядран-ойл» за пять лет Shell планирует построить 55 заправочных станций. Вчера при участии президента Татарстана Рустама Минниханова была открыта первая из них. До этого единственным федеральным игроком на рынке республики был ЛУКОЙЛ. Эксперты полагают, что Shell «сложно будет потеснить» действующих игроков, включая «Татнефть» и группу ТАИФ. Они полагают, что выход компании «на насыщенный топливный рынок Татарстана — скорее, исключение из правил» и в ближайшее время новых игроков в республике не ожидают.

Нидерландско-британский концерн Shell открыл вчера в Казани на улице Меридианная свою первую АЗС в Приволжском федеральном округе России. Станция была построена партнером компании татарстанским АО «Ядран-ойл» (занимается реализацией нефтепродуктов) и, как сообщается на сайте правительства Татарстана, неделю назад была передана в управление Shell. Президент республики Рустам Минниханов, который участвовал в церемонии открытия АЗС, сказал, что ему «очень приятно, что „Ядран-ойл“ нашло форму реализации топлива под брендом Shell». Он назвал станцию Shell «уровнем, до которого следует подтянуть и другие АЗС республики». В свою очередь директор по развитию оперативного управления сетью Shell в России Виталий Маслов пообещал, что «все виды топлива, которые будут реализовываться на АЗС в Республике Татарстан, будут покупаться исключительно у местных производителей» — ТАИФ-НК и «Танеко». В настоящее время на АЗС используется дизельное топливо татарстанского завода «Танеко», а бензин поставляется с нефтебаз московского региона.

В настоящее время на рынке Татарстана насчитывается около 1 тыс. АЗС. Крупнейшими игроками являются «Татнефть», ТАИФ и ЛУКОЙЛ. Еще в 2013 году власти Татарстана констатировали «высокую насыщенность объектами нефтепродуктообеспечения» республики. В программе развития сети автозаправок заявлялось, что региону достаточно иметь около 600 станций. В то же время правительство ставило задачу повышения качества реализуемого топлива, экологический класс которого к 2016 году должен быть не ниже «Евро-5», а также ограничение на строительство новых АЗС.

Однако основные игроки рынка в Татарстане, куда пришла Shell, продолжают активно развивать свои сети. В июле этого года глава «Татнефти» Наиль Маганов сообщил „Ъ“, что его компания планирует дальнейшее «наращивание количества заправок и перетасовку действующих», что должно позволить «увеличить годовой объем реализации нефте- и газопродуктов в 2,3 раза». По подсчетам экспертов (см. „Ъ“ от 15 июля 2016 года), для решения задачи «Татнефти» потребуется расширить сеть АЗС вдвое. На начало года у «Татнефти» было 562 АЗС в России, из них около 170 в Татарстане. В последнее время активным расширением своей сбытовой сети занялась также группа ТАИФ, которая производит бензины в республике. В результате приобретения одного из ведущих топливных операторов региона — холдинговой компании «Татнефтепродукт», а также ООО «Автодорстрой» (более 50 АЗС в Татарстане и ближайших регионах), группа увеличила число своих АЗС в семь раз — до 233 единиц. Под брендом ЛУКОЙЛ, который долгое время был единственным федеральным игроком на рынке в республике, работают 45 АЗС. Компания также активно инвестирует в нефтедобычу и в расширение сети АЗС в регионе.

«„Ядран-ойл“ совместно с Shell довольно поздно выходят на розничный топливный рынок Татарстана», — считает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук.

Он напоминает, что «Татнефть» и ЛУКОЙЛ «планировали нарастить свои продажи нефтепродуктов, так что новому игроку будет непросто их потеснить». Он полагает, что для создания сети будут активно выкупаться уже существующие АЗС. Господин Ткачук добавляет, что «Ядран-ойл» планирует позиционировать новые заправки как АЗС VIP-класса, возможно, «в том числе для статуса привлекался международный бренд Shell».

«Нынешнюю экспансию разворачивает депутат Госсовета Ирек Салихов, имеющий доверие руководства республики. Выход „Ядран-ойл“ на насыщенный топливный рынок Татарстана — скорее, исключение из правил. Новых игроков в ближайшее время тут не ожидается», — считает эксперт.

По словам эксперта-аналитика АО «Финам» Алексея Калачева, Shell «дополнит мозаику брендов, присутствующих на региональном рынке, но не сможет перетянуть это одеяло на себя». «Компания вообще не стремится к масштабной конкуренции, предпочитая брать качеством: согласно исследованию Shell, 65% клиентов выбирают ее АЗС по причине качественного топлива. Если она появилась в Татарстане, то только потому, что тут нашелся еще один региональный партнер», — говорит господин Калачев. Он считает, что «этими 55 заправками доля Shell на топливном рынке Татарстане и ограничится».

В то же время, по мнению аналитика «Алор брокер» Кирилла Яковенко, 55 АЗС — «довольно серьезная заявка на лидерство»: Shell вместе с «Ядран-ойл» «вполне могут стать заметным игроком на рынке, делая упор на высокотехнологичные заправки, качество обслуживания и топлива».

Он считает, что власти Татарстана действуют «очень правильно», усиливая конкуренцию между сетями АЗС. В итоге республика получит хорошее покрытие своей территории, рост качества бензина, рост числа заправок на душу населения, говорит аналитик. Он прогнозирует, что Shell сможет претендовать на 5–10% рынка АЗС в Татарстане.

Кирилл Антонов

Источник "ГАЗЕТА КОММЕРСАНТ"

Поделиться новостью в социальных сетях

Количество просмотров
1781

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.


Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку