Эту задачу нельзя решить, пользуясь только старыми опробированными в течение десятилетий или даже столетий решениями. Не секрет, что сама конструкция дорожной одежды принципиально не изменилась со времен Древнего Рима, сам принцип сохранился, меняются лишь материалы. Сегодня же обеспечить устойчивость дорожной одежды, в первую очередь покрытия, которая основывается на нагрузке, что распределяется на все слои, без применения современных технических решений, связанных вяжущими материалами, добавками невозможно.
- Решение найдено?
- Все в процессе. Именно поэтому так важно коллегиальное общение. Делегация госкомпаний принимала участие в работе парижского конгресса по восстановлению бетонно-асфальтового покрытия. Тема актуальная не только для нас, но и для всего мира. Сотни людей из разных стран: от Австралии до США приезжают на этот форум. Три дня шло обсуждения: как, с помощью каких методов работать. Это вызов, брошенный развитием промышленности транспорту не только дорожниками России, но и всему миру. Очень много полезного там прозвучало с точки зрения методологии, материалов.

Но это не означает, что можно просто поехать, взять готовые знания и научиться. Например, в Германии глубина промерзания полотна дорожной одежды 50 см., а у нас 2,5 метра, а где то и 3,5 метра.
Без постоянной работы, без поисков и опробации решений с соблюдений правил, с получением честных ответов о том, что как работает, решить задачу невозможно.
Лабораторно это сделать нельзя. Для этого нужно постоянно работать, опробируя различные варианты и оценивая их эффективность на дороге.
- С какими трудностями при проведении строительного контроля вы сталкиваетесь?
- Строительный контроль – вещь рутинная, на самом деле. Формально, нетворческая. Специалист приходит – берет проект, идет на дорогу, проверяет соответствие того, что там делается требованиям проекта. С первого взгляда, это рутина. Но это совсем не так.
В Росавтодоре работает много молодежи, все очень толковые, приятно с ними работать. Работа в строительном контроле – это постоянное самообразование.
Тем, кто решил, что все знает, в строительном контроле делать нечего, потому что строительный контроль включает в себя все, начиная от геодезического колышка, заканчивая дорожной разметкой.
Человек, который работает в этой сфере, должен постоянно заниматься самообразованием. В противном случае он превратится в чиновника не в самом хорошем смысле этого слова.

- Кто осуществляет строительный контроль? Доверяете ли вы его проведение подрядчику?
- Строительный контроль – это постоянная борьба, ежедневная. Борьба за то, чтобы было построено качественно. С одной стороны есть люди, которые хотят, чтобы было построено правильно, с другой стороны есть те, кто хотят получить максимальную прибыль.
Госкомпания контролирует подрядчика, среди них есть люди, которые иногда заблуждаются. Есть моменты, когда подрядчиков пытаются обмануть поставщики. Подавая одни документы, но присылая другой материал. Это всегда борьба за то, чтобы сделано было правильно с теми, кто готов согласиться, чтобы сделано было не совсем правильно, но зато дефакто дешевле. И это ежедневные коллизии, не только профессиональные, но и нравственные.
Я очень рад той молодежи, которая правильно понимает жизнь, которая растет в профессии.
Нам каждую неделю приходится разбирать те или иные непростые ситуации на объектах, связанные с попыткой, например, применения не совсем качественных материалов. Например, бывает, что организация уложила 2 км. асфальто-бетонного покрытия, а оно не очень высокого качества, они его не доуплотнили. Следовательно, его надо отфрезировать( срезать) и уложит новый. А это деньги. Подобные дискуссии возникают ежедневно. 70 объектов, которые контролирует компания – это не шутки. Большинство из них, к счастью, не доходят до этого уровня, потому что в Росавтодоре очень грамотный коллектив.

Все нюансы строительного контроля кроются ежедневно в этих коллизиях, когда какая-то компания хочет привнести в сферу автомобильных дорог материалы, изделия, не вполне отвечающие требованиям.
Так и проходит постоянная ежедневная борьба за качество автомобильных дорог.
- Какие основные объекты дорожного строительства сегодня стоят перед ГК Автодор?
- . В России объем автомобильных дорог – 750- 800 тыс. км. В США при меньшей территории их под 7 млн. км. Дальше можно ни о чем не говорить. У нас любая новая дорога необходима. Сегодня же ведутся работы на отдельных участках дороги М4-Дон и на вновь строящейся дороге М11 Москва-Санкт-Петербург.
Про последнюю скажу отдельно, так как это уникальный проект страны за последние десятилетия после дороги Чита-Хабаровск, который был уникален для всего мира, так как объект длиной более 2 тысяч километров, следующей за ней идет именно дорога М11. Немаловажно, что большая часть дороги, около 100 км. проходит по слабым заторфованным грунтам или просто по болотам. Строительство строго в определенные сроки требует решения сложнейших инженерных вопросов.
Это требует высочайшего инженерного искусства и очень высокого уровня организаций строительных работ, но работать интересно.
- Какие перспективы строительства объектов ГК Автодор? Есть ли интересные проекты?
- В планах госкомпании – центральная кольцевая автомобильная дорога, которую уже начали строить вокруг Москвы. Это дорога на триста с лишним километров. Объект интересный и с точки зрения сложных природных условий, и тем, что он идет по очень высокой степени освоения территории. Московская область – один из самых густонаселенных регионов России, это означает, что есть множество факторов, которые нужно учитывать. Это и разветвленная сеть коммуникаций, разобщенные территории, населенные пункты.

Очень много затрагивается не только инженерных, но и социальных вопросов, людям, которые начали заниматься строительством: и заказчикам, и проектировщикам мало не покажется.
Это сложнейший, со всех точек зрения объект, тому, кто за него возьмется, будет непросто, так как он требует высочайшего уровня понимания вопросов, как инженерных, так и социальных. Работы ведутся очень активно.