- Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (по официальным данным Росстандарта на 25.02.2016 включает в себя двести четырнадцать стандартов);
- Перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе, правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (включает в себя сто пятьдесят девять стандартов).
Более половины стандартов, приведённых в указанных Перечнях, стали применяться с 01 сентября 2016 года.
Разработаны впервые и введены в действие такие ГОСТы, как:
- ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля»;
- ГОСТ 32756-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приёмки выполненных работ»;
- ГОСТ 32755-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению приёмки в эксплуатацию выполненных работ», требования которых должны соответствовать при оценке соответствия автомобильных дорог на всех этапах их жизненного цикла требованиям ТР ТС 014/2011.
Появился значительный перечень новых стандартов, устанавливающих требования к таким строительным материалам и конструкциям, применяемым при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, как:
- цементы;
- щебень и гравий из горных пород;
- песок;
- плиты дорожные железобетонные;
- битумы нефтяные дорожные вязкие;
- камни бортовые;
- лотки дорожные водоотводные;
- герметики битумные;
- мастики битумные;
- материалы для дорожной разметки и др.
Соответственно, вступили в силу новые стандарты, устанавливающие требования к отбору проб и методам испытаний, измерений строительных материалов, изделий и конструкций, которые должны применяться в ходе строительного контроля после 01 сентября 2016 года. Анализ данных стандартов показал, что практически во все внесены изменения, как в процедуру отбора проб, так и непосредственно в методики испытаний и применяемые средства измерений при этом. Таким образом, строительные лаборатории должны быть обеспечены не только испытательной и измерительной базой в соответствии со стандартами, но и персонал лабораторий должен знать требования соответствующих стандартов.
Как правило, проектная документация на строительство автомобильной дороги содержит ссылки на стандарты, уже не действующие в соответствии с вышеуказанными перечнями. Вышесказанное порождает проблемы как при проведении входного контроля рабочей проектной документации, так и при осуществлении непосредственного строительного контроля на объекте.