При дорожном строительстве, как и при любом другом, для инженера по контролю главное добиться полного соответствия качества строительства, требованиям проектной документации.
На дорожном объекте строительный контроль начинается с проверки качеств грунтов, на которые «ляжет» дорога.
Они подвергаются лабораторным испытаниям, на коэффициент фильтрации, уровень морозного пучения и.т.д. На этом этапе инженеру по качеству необходимо сверить выявленные свойства грунтов на соответствия с требованиями заложенных в проекте. Здесь главное не ошибиться! Ведь, если проект составлялся под песчаные грунты, то на грунтах глинистых по нему строить нельзя. Иначе скорой деформации дороги избежать не удастся.
Затем начинается возведение земляного полотна. В его процессе срезается почва, которая содержит растительность траву, корни. На срезанный участок на высоту указанную проектной документацией устилается слой песка. И происходит послойное уплотнение, с соответствующими откосами. Здесь необходимо правильно выявить качество земляного полотна. И приступить к формированию его геометрических характеристик. Все необходимые требования к градусу откосов и величины уплотнения указаны в соответствующих нормативах.
Инженер по качеству должен их знать и сверять фактические данные с требованиями указанных в нормативной документации (СНИПы, ГОСТы).
Далее он должен либо визировать и принимать работу или требовать, добиться соблюдения нормативов. Вместе с уровнем уплотнения на этом этапе работ уже начинается и входной контроль исходных материалов. В данном случае необходимо проверять свойства песка. На который впоследствии ляжет каменное полотно, щебень, битум, вяжущие и.т.д. Их качество тоже проходят проверку лабораторным методом. В частности у щебня необходимо смотреть его фракцию и пропорции. Так как пропорции мелкого и крупного щебня должны быть проверены и соответствовать допустимым показателям, чтобы впоследствии под нагрузкой не происходило до уплотнения.
Далее если качество работ не вызывает сомнений начинается укладка следующего слоя дорожной одежды, состоящего из асфальтобетонной смеси с добавками вяжущего. Они представляют собой два нижних слоя крупнозернистого асфальта. Далее на них укладывают верхний, состоящий уже из мелкозернистого асфальта слой дорожной одежды. Так называемый слой износа.
По этому слою и ездят автомобили, когда он стирается, образуется колея. Также она может образовываться от недостаточного уплотнения или при применении не той марки битума. Например, в случаи если применяемый битум будет слишком «подвижный» то солнце, совместно с весом проезжающих автомобилей, его выдавит и будет колея. Поэтому инженер строительного контроля должен очень тщательно проверять не все применяемые материалы.
Разумеется, необходимо проверять и качество работ представителей подрядной организации. Но даже если оно нареканий не вызывает, неправильный выбор применяемых материалов сведет на нет все старания рабочих.
Когда дорога построена, начинаются её приемо-сдаточные испытания. Они включают в себя ряд различных процедур. В их процессе инженер строительного контроля объясняет государственным надзорным органам, что построенная под его контролем дорога, готова к введению в эксплуатацию. И если в процессе её строительства расхождения с проекторной и нормативной документацией не происходило, то процесс сдачи не должен иметь сложностей.