Сокращение времени проектирования происходит, когда архитекторов и инженеров просят сделать как можно больше для удовлетворения требований проекта, таких как энергомоделирование или добавление современных систем для обеспечения соответствия требованиям устойчивости.
«Здания не становятся проще», – замечает Крис Грин (Chris Green), архитектор из Eagle, штат Колорадо, бывший президент AIA Colorado. Некоторые заказчики также не в состоянии учесть подводные камни проектирования. «Вполне может быть, что многие владельцы вообще не разбираются ни в дизайне, ни в строительстве», – говорит он.
Но, похоже, что не разбираются и многие молодые, технически подкованные проектировщики, заменяющие уходящее на пенсию старшее поколение. Стюарт Коппедж (Stuart Coppedge), руководитель RTA Architects, Колорадо-Спрингс, вспоминает, как его опыт работы на летних строительных работах в старших классах дал ему ценный опыт в подготовке к его будущей карьере. Теперь, по его словам, найти выпускников архитектурной школы с опытом строительства становится все труднее.
«Они не могут интуитивно понять рабочие процессы и то, как работают материалы, – говорит Коппедж. – Руководство фирмы обучает людей и помогает им понять, что они делают».
Виртуальный дизайн и строительные технологии, часто рассматриваемые как плюс для производительности, также могут оказаться палкой о двух концах. «Они позволяют вам легко чертить, но не гарантируют хороших результатов», – говорит Коппедж. Несмотря на то, что он согласен с повсеместныеми ожиданиями отрасли в отношении сиюминутных результатов, ускоренный график проектирования «не освобождает архитектора от ответственности выполнять работу хорошо», – говорит он.
А для некоторых подрядчиков неполные проекты не обязательно являются минусом. Кроме как при традиционном подходе проектирование-торги-строительство, «подрядчикам нецелесообразно ожидать, что архитекторы удовлетворят все нужды с помощью проекта», – говорит Дуг Майбах (Doug Maibach), исполнительный вице-президент Barton Malow Co. После создания собственной архитектурной фирмы в 80-х годах чтобы выполнять проектно-строительные работы, Barton Malow теперь использует виртуальную группу из 50 человек, которая занимается проектированием и строительством и сотрудничает с архитекторами-консультантами для завершения проектов.
Майбах называет это процессом, основанным на совместной работе, нацеленным на создание реализуемой модели с более четким замыслом проектирования, чтобы специалисты могли строить эффективно и безопасно. «Чем дальше мы находимся в пищевой цепочке как проектировщики-строители, тем более эффективными мы можем стать благодаря моделированию с помощью этого подхода», – говорит он.
Действительно, с появлением ассистентов по проектированию подрядчики могут получить помощь св заполнении пробелов в спецификациях. Как утверждает Грег Гидез (Greg Gidez), директор отдела проектирования в Hensel Phelps, «мне не нужно знать все детали и узлы навесной стены, если у меня есть производитель навесной стены».
Другие подрядчики подчеркивают важность связи. «Наши самые успешные проекты случались, когда мы разделяли бремя проектирования с инженерами», – говорит Джефф Элвелл (Jeff Elwell), менеджер по инновациям и технологиям E.M. Duggan.
Интегрированный дизайн
Поскольку такое сотрудничество имеет основополагающее значение для подхода проектирование- строительство и других интегрированных моделей реализации проекта, едва ли случайно, что исследование AGC/FMI показало, что коммуникация и контроль являются основной движущей силой для подрядчиков, использующих внутренние возможности проектирования (см. рис. 2).
Специалисты McCarthy создали целых 17 макетов, чтобы возвести идеальные наклонные и вертикальные колонны здания из белого бетона.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО CDP COMMERCIAL LLC
Спрос на такую командную работу очень важен по мере роста направления проектирование-строительство. 100 крупнейших по версии ENR компаний проектировщиков-строителей сообщили о том, что общий доход компаний в 2017 году составил 107,15 млрд долларов США, что на 4% больше, чем в 2016 году, а выручка от реализации отечественных проектов выросла на 9,6% до 84,35 млрд долларов США. Исследование рынка, проведенное FMI в прошлом году, прогнозирует, что расходы на проектирование составят 324 миллиарда долларов в 2021 году, что почти вдвое превысит показатель 2013 года.
Лумма из Kiewit утверждает, что с самого начала очень важно контролировать расходы на строительство, предотвращая, таким образом, сюрпризы по ходу проекта: «Ключевой момент – это вовлечение и знание того, что происходит по конвейеру на несколько стадий раньше». Он добавляет, что поглощение разработчика программного обеспечения для управления проектами InEight также помогает Kiewit согласовать свои интегрированные процессы проектирования и строительства.
«Разбиение большого проекта на конкретные стадии может потребовать больше инженерных трудозатрат, – говорит он, – но взамен мы получаем преимущество более низких затрат, поскольку весь процесс движется быстрее. Мы также можем уделить больше внимания инженерным особенностям в конкретных областях там, где это необходимо».
С распространением подхода проектирование-строительство среди подрядчиков растут опасения по поводу рисков, связанных с принятием на себя ответственности, которые в эпоху «проектирование-торги-строительство» распределялись между владельцами и дизайнерами более привычно. Согласно доктрине Spearin, заказчики несут ответственность за качество чертежей, передаваемых генеральному подрядчику, защищая подрядчика от ответственности за дефекты, возникающие непосредственно из-за проекта (ENR 2/4-11, стр. 14).
Тем не менее, с подходами проектирование-строительство и другими совместными практиками ведения проектов, которые заставляют подрядчиков также нести ответственность за качество проектирования и то, как будет осуществляться проектирование, учет этих рисков стал проблематичным.
Подрядчики в целом предпочли бы, чтобы ответственность за проектирование оставалась за партнерами по проектированию. И, как отмечается в обзоре AGC/FMI, профессиональная ответственность является одной из главных проблем подрядчиков при проектировании капитальных конструкций (см. рис. 3).
Специалисты McCarthy создали целых 17 макетов, чтобы возвести идеальные наклонные и вертикальные колонны здания из белого бетона.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО CDP COMMERCIAL LLC
«Кто бы ни взял на себя риск, тот должен быть в состоянии справиться с ним, и риск должен быть оценен как таковой», – объясняет Джим Кернс (Jim Kerns), директор по корпоративному управлению рисками для Parsons. «Установление ценовой стабильности с помощью закрепления за проектными организациями 30% уровня ответственности при подходе проектирование-строительство вводит много неизвестных, и во многих случаях заказчики хотят, чтобы подрядчики взяли на себя все эти риски».
Иногда пробелы в страховании ответственности становятся проблемой. Рон Стафф (Ron Stuff), вице-президент и главный юрисконсульт Sundt Construction, говорит, что в этом случае «набор навыков генерального подрядчика должен быть лучше. Именно тогда и нужно добавить некоторые проектные навыки».
За последние годы обеспокоенность по поводу распределения рисков возросла в геометрической прогрессии, поскольку все больше учреждений применяют данный подход для более масштабных, более сложных и дорогостоящих проектов. Но, как утверждает Кеннеди из AGC, стандарт, которого владельцы обычно требуют от проектировщиков, не согласуется с наличием страхования профессиональной ответственности. «Специалисты часто оставляют пробелы и упускают из виду тот факт, что многие связанные с проектом расходы будут нести подрядчик», – говорит Кеннеди.
Страховые компании адаптируются
Дэн Книс (Dan Knise), президент и главный исполнительный директор специализированной брокерской компании Ames&Gough, соглашается: «В крупных проектах с подходом проектирование-строительство существует некоторая напряженность, где сложности могут привести к неожиданностям при ведении работ». Но он говорит, что страховая отрасль пытается адаптироваться, добавив, что для решения возникающих проблем достаточно существующих страховых полисов профессионального страхования, приобретаемых владельцем или подрядчиком для конкретных проектов.
Книс говорит, что подрядчики, имеющие собственное страхование профессиональной ответственности, имеют дополнительную защиту на любых внутренних проектных работах, которые они могут выполнять. Он также рекомендует подрядчикам работать со страховым брокером и юрисконсультом с хорошим опытом проектирования и строительства, а не только со знанием процесса. Если обнаруживаются проблемы со страховыми требованиями контракта, нужно обсудить это с заказчиком», – говорит он.
Как и в большинстве фирм, Sundt проверяет условия контракта, чтобы убедиться, что они соответствуют страховой защите. Стафф, главный юрисконсульт фирмы, сообщает о том, что заказчики практически не реагировали, когда им указывали на незастрахованные риски. «Если заказчик хочет вести честный разговор, он обычно соглашается на поправки», – говорит он. По словам Стаффа, если владелец принимает ультимативную позицию, «мы должны решить, стоит ли нам идти на такой дополнительный риск».
Хотя внутренние возможности проектирования могут помочь подрядчикам уменьшить риски, по крайней мере, до некоторой степени, предполагаемая неспособность подхода проектирование-строительство полностью учитывать риски заставляет некоторых задаться вопросом, не является ли сам подход ошибочным.
«Есть вопросы относительно того, способны ли подрядчики на проектирование, и позволяет ли им проектирование управлять рисками лучше», – говорит соавтор исследования и управления рисками FMI Райан Хаусам (Ryan Howsam). Проектирование-строительство не может быть «плохим», как утверждают некоторые подрядчики, «но его нужно лучше прочувствовать».
Лиза Вашингтон (Lisa Washington), исполнительный директор Американского института подхода проектирование-строительство, возражает, что, хотя такой подход пока и является несовершенным процессом, модель едва ли можно назвать нерабочей.
«Неопределенности возникают в любой модели, и подход проектирование-строительство предлагает способы их устранения», – говорит Вашингтон. Вот почему, по ее словам, проектировщики, работающие с подрядчиками, могут улучшить командную коммуникацию и координацию, тем самым ускоряя внедрение востребованных инноваций.
Проблема, по словам Вашингтон, «может заключаться в том, что некоторые люди погружаются в подход, не получив специальных знаний [об этом]».
Это включает в себя и заказчиков, которые могут посчитать ценовую конкретику подхода проектирование-строительство привлекательной, но не до конца понимают свою ответственность за ее достижение. Эван Каплицки (Evan Caplicki), адвокат, специализирующийся на инфраструктуре для юридической фирмы Nossaman LLP в Лос-Анджелесе, говорит, что первоначальные попытки заказчиков применить данный подход часто приводят к проблемам.
Книс соглашается, ссылаясь на несколько примеров требований по страхованию контрактов, в которых устаревшие условия плохо подходят для подхода проектирование-строительство или любых других более сложных проектов. «Многие адвокаты заказчиков просто не разбираются в подходе проектирование-строительство или в страховых продуктах, которые его покрывают, – говорит он. – Они оказывают медвежью услугу как заказчику, так и подрядчику».
Уровень комфорта
Подрядчики также могут быть не в полной мере готовы использовать возможности подхода проектирование-строительство. Стивен Малва (Stephen Mulva), директор Института строительной индустрии, говорит, что фирмы, имеющие опыт в интегрированном проектировании и строительстве, вероятно, будут иметь более высокий уровень комфорта при работе с такими рисками. «Но если это принудительный брак между дизайнером и подрядчиком, могут возникнуть проблемы», – добавляет он.
Кернс, директор по корпоративным рискам Parsons, говорит, что, хотя некоторые подрядчики, возможно, никогда не будут довольны технологией проектирования или ее рисками, у них нет другого выбора, кроме как принять их. «Подход уже здесь, потому что заказчикам это нравится», – говорит он. Таким образом, подрядчики повысят уровень инженерных работ, в то время как некоторые проектные фирмы расширят свой опыт в строительных практиках.
Но хотя внедрение или совершенствование внутреннего дизайна может лучше подготовить подрядчиков к неожиданностям подхода проектирование-строительство, они, тем не менее, должны полностью разбираться в нюансах подхода, говорит он.
По словам Кристин Хилл (Kristin Hill), директора образовательных программ для Института бережливого строительства, подход к более интегрированному проектированию и строительству также требует включенности. заинтересованности и доверия. «Наличие большего контроля само по себе не решает проблемы и может создать большую напряженность в отношениях с заказчиком», – говорит она. «Подрядчик должен быть сильным лидером, и требуется много времени, чтобы освоить эту роль».
Подрядчики также должны признать уникальную роль, которую проектные организации играют в подходе проектирование-строительстве. «Подрядчики не могут относиться к дизайнерам, как к традиционным субподрядчикам, – говорит Полиафико из Flatiron. – С ними нужно обращаться как с партнерами».
Тем не менее, добавляет он, иногда требуется убедиться, что дизайнеры понимают количественные риски и то, что ожидается от проектирования с 30% уровнем ответственности или с аналогичными требованиями. «Мы хотим, чтобы они отвечали за свой продукт», – говорит он.
Гидез из Hensel Phelps добавляет, что для работы на высоком уровне подрядчики должны пересмотреть существующие процессы и способы их выполнения. «Вы должны понимать своих партнеров по проектированию и то, что включает в себя проект, – говорит он. – Подход проектирование-строительство – это итеративный процесс, который не будет складываться, если у вас нет нужной информации».
Подрядчики также должны ожидать, что их собственные возможности проектирования должны будут развиваться, чтобы идти в ногу с изменяющейся строительной средой. Компания CRB в Сент-Луисе уже давно внедрила услуги собственного проектирования для обслуживания различных рынков. Тем не менее, главный юрисконсульт Джим Скотт (Jim Scott) говорит, что за последние несколько лет фирма предприняла согласованные усилия, чтобы найти совместный комплексный подход для преодоления «полезного напряжения», возникающего из-за наличия разных культур проектировщиков и строителей под одной крышей.
«Обе группы держат друг друга в высоких стандартах», – говорит он. «Это не идеально, но мы продолжаем изучать способы сделать подход лучше».