В соответствии с СП 48.13330.2011 «Организация строительства» непосредственно Застройщик должен информировать органы, уполномоченные осуществлять Государственный строительный надзор, о начале и завершении строительства, возникновении аварийных случаев, взаимодействовать с ними в процессе осуществления строительства, а также при завершении строительно-монтажных работ. При этом при посещении строительной площадки инспектором проверке подлежит, в первую очередь, лицо, осуществляющее строительство на основании договора генерального подряда с Застройщиком. Общение с инспектором Государственного строительного надзора на площадке осуществляется представителем Строительного контроля Заказчика и Ответственным за производство работ со стороны Подрядчика, назначенными соответствующими приказами, и Ответственными за соответствие объекта требованиям проектной документации и качество проведения работ.
Такое построение отношений подразумевает, что предписание инспектором может быть выписано как Застройщику, так и Генеральному подрядчику: в зависимости от того, кто несет ответственность за допущенное нарушение.
Еще до начала строительства Застройщик обязан проинформировать органы Государственного строительного надзора о начале строительства, но не позднее, чем за 7 дней. Информировать необходимо с помощью формы извещения. Ознакомиться с данной формой можно, открыв приложение №2 РД-11-04-2006 «Порядок проведения проверок при осуществлении Государственного строительного надзора». Извещение должно содержать информацию о Застройщике, объекте капитального строительства, разрешении на строительство, дате начала и окончания строительства, заключении Государственной экспертизы проекта. При фактическом завершении строительства Застройщик также обязан уведомить органы надзора с помощью специальной формы (Приложение №10). Инспектор Государственного строительного надзора, в свою очередь, осуществляет проверки в соответствии с разработанной программой плановых проверок, при этом информируя Застройщика не менее чем за 3 дня, за исключением аварийных случаев и жалоб физических и юридических лиц.
Проверки при осуществлении строительства осуществляются должностным лицом в соответствии с утвержденной программой проверок, которая зачастую привязана к ответственным этапам строительства. Количество посещений инспектором на типовых объектах обычно не превышает шести раз за весь период строительства. Назначается ответственный инспектор соответствующим приказом.
Основной задачей надзора является контроль соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Вкратце расскажем про полномочия должностного лица, осуществляющего государственный надзор за строительством. Инспектор Государственного строительного надзора имеет право:
- Беспрепятственно посещать площадку строительства;
- Требовать любые технические документы и доступ к ним;
- Требовать повторных испытаний в рамках осуществления Строительного контроля Заказчиком;
- Вносить записи по результатам проверок в общий и специальные журналы производства работ;
- Составлять протоколы об административных правонарушениях;
- Приостанавливать работы до устранения замечаний.
Самым важным этапом является итоговая проверка, по результатам которой выдается либо заключение о соответствии построенного объекта либо решение об отказе, который может быть обжалован Застройщиком в судебном порядке. Решение выдается органом в течение 10 дней с даты фактического окончания финальной проверки. Ничто не запрещает обратиться в органы Государственного строительного надзора повторно в случае отказа, после снятия всех полученных замечаний.
Данная статья рассматривает осуществление Государственного строительного надзора за объектами промышленного и гражданского назначения. Государственный строительный надзор за объектами особого назначения, такими, как объекты атомной энергетики, военно-оборонного назначения, а также особо опасными, уникальными и технически сложными, будет рассмотрен в рамках отдельного цикла статей.