Такая тенденция «масштабности» характерна для всего мира, в котором сейчас насчитывается почти полторы тысячи гигантских вантовых и подвесных мостов. Число строительных конструкций с пролетами более 300 метров приближается к ста.

Из-за большой протяженности современные мосты подвергаются колоссальным нагрузкам, в результате чего могут возникать смещения и деформации. При отсутствии необходимого контроля это может привести к ЧП.
К основным деформирующим факторам относятся:
-
ветровые нагрузки (изменение силы и направления);
-
сейсмические толчки;
-
транспортные нагрузки;
-
движение волн;
-
изменение внешних условий (суточный и сезонный ход температуры и т. п.).
Все это приводит к постепенному износу моста, а при интенсивных нагрузках и отсутствии надлежащего строительного контроля – к необратимым разрушениям конструкции.
Почему необходим деформационный мониторинг моста
Для выявления деформаций сооружения необходим периодический архитектурно-строительный контроль конструкции, заключающийся в проведении геодезических замеров. Это позволяет прогнозировать состояние моста, но не дает оперативной информации для сравнения с проектными цифрами.
Масштабные проекты мостов требуют создания новой системы строительного контроля, которая собирает, систематизирует, анализирует, обрабатывает и хранит полученные данные о геометрических параметрах сооружения, выдавая их в виде 3D-изображения. То есть проводится деформационный мониторинг конструкции.
Следует помнить, что мосты с пилонами в несколько сотен метров требуют строительного контроля уже на этапе их сооружения. По мере возведения конструкция начинает испытывать воздействие внешних нагрузок, что может привести к появлению пространственных деформаций.
Цель и инструментарий деформационного мониторинга
Цель деформационного мониторинга мостовых конструкций – это строительный контроль их размеров на соответствие проекту.
Используются следующие инструменты:
-
оптические нивелиры (для выявления вертикальных осадок);
-
тахеометры TPS и спутниковые GPS (выявляют горизонтальные/вертикальные смещения);
-
датчики наклона;
-
дальномеры (определение горизонтальных смещений);
-
тензометры;
-
щелемеры и другие средства.
Периодичность такого строительного контроля проводится в соответствии с типом и состоянием моста или по запросу клиента.
Выводы
Деформационный мониторинг мостовых конструкций позволяет вовремя выявить критические изменения, определить их причины с целью предотвращения нежелательных последствий. Данный комплекс мероприятий обеспечивает надежность конструкции и безопасную эксплуатацию.